Тайцзи цюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; один из видов внутренних стилей Ушу, популярный как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) говорит о том, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История
Существует две основные версии истории возникновения тайцзи цюань. Официальная версия китайского правительства, считает, что Тайцзи цюань - боевое искусство, развивавшееся с XIV века внутри семьи Чэнь, из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основан Тайцзи цюань в XVII веке мастером Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзи цюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, и это подтверждается большинством независимых современных научных исследований в этой области.
Первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзи цюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на пипе (музыкальный инструмент типа лютни)» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Техники назывались по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по Тайцзи цюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун). По легенде, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года и прожил, по преданию, более 200 лет. Этот день по всему миру отмечают как день рождения Тайцзи цюань.
Следующая замечательная личность в ряду передающих традицию — известный полководец Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368—1644 гг. н. э.). Он оставил после себя тексты «Руководство по Тайцзи цюань», «Разъяснение духовной сути 13 форм» и «Об Истинном свершении», которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие Тайцзи цюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана Чэнь Чжансину из рода Чэнь, представители которого с 1949 года стали продвигать другую версию истории этого искусства. Чэнь Чжансин передал искусство Ян Лучаню, через него искусство унаследовали его сыновья и внуки, а также многие другие впоследствии известные мастера.
Стиль Ян
Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:
Долгое время Тайцзи цюань не выходил за пределы семьи Чэнь, являясь закрытым семейным стилем. Первым посторонним человеком, кому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872). Человек-легенда, он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэнь, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью Тайцзи цюань? Сохранение здоровья и продление жизни».
Версия стиля Ян:
Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзи цюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзи цюань и стал практиковать и передавать Тайцзи цюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.
Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в Тайцзи цюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям его семьи, семьи Ян, Тайцзи цюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.
Впоследствии Ян Лучань был приглашён в столицу и начал преподавать своё искусство в императорских казармах, а в последующем — во дворце принца. Естественно ему пришлось сдавать «экзамен» на личное мастерство, в результате которого, после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Уди — «Ян непобедимый». У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других — Ян Баньхоу(1837—1892) и Ян Цзяньхоу (1839—1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера.
Младший сын — Ян Цзяньхоу — был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Ян Цзяньхоу, и чаще всего использовал его как партнёра в туй-шоу. Ян Цзяньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение Тайцзи цюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьём — фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушёл с улыбкой на лице.
Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883—1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, он вырос огромным для Китая — под 2 метра и 130 кг — человеком. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. Очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию Тайцзи цюань.
Учеников у Ян Чэнфу было очень много, но настоящими мастерами стали немногие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу — Цуй Иши, Фу Чжунвэнь, Дун Инцзе, Ван Юнцюань, Чжэн Маньцин и др.
Стиль Чэнь
По версии китайского правительства и семьи Чэнь основателем Тайцзи цюань является Чэнь Вантин. Он был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушёл из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он систематизирует сведения, которые получил в армии. За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из учебного пособия для императорской гвардии «Трактат о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587). Из 32 позиций Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов Тайцзи цюань. Он представил новый стиль как момент совмещения внешнего и внутреннего — боевых приёмов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэнь упорядочивался, усиливалось его философское звучание. И чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу, достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов Тайцзи цюань. На сегодняшний день из первоначального творения Чэнь Вантина сохранились лишь первый комплекс Тайцзи цюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.
Традиции-ветви стиля Ян
После смерти Ян Ченфу искусство стиля Ян распределилось на «традиции», «ветви» или «линии передачи», называемые по имени мастера, получившего передачу искусства в семье Ян. Так существуют: традиция Цуй Иши, Фу Чжунвэня, Ван Юнцюаня, и др. Хотя все традиции исходят из одного источника, каждая из них имеет свои отличия, и часто, используя одинаковые названия, по-разному интерпретируют принципы Тайцзи цюань.
В статьях использованы материалы с
ресурсов:
http://www.tjq.ru
http://www.dvigenye.ru
http://www.wushuliga.ru
http://www.taichi-chuan.ru
Дальнейшее развитие
После Синьхайская революции 1911 года в Китае произошёл всплеск интереса к национальным воинским искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению ушу. Благодаря этому Тайцзи цюань начал постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.
После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. Во время «Культурной революции» традиционным мастерам было запрещено обучать и демонстрировать своё искусство. Многие мастера ушли из жизни, не передав своего искусства следующим поколениям. В качестве одной из мер оздоровления нации вместо исконного искусства Тайцзи цюань, Коммунистическая Партия Китая поручила Госкомспорту разработать упрощённый комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. Был создан «Пекинский стиль», и в августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённый Тайцзи цюань,», в которой описывался комплекс из 24 движений (24 форма), составленный на основе книги «Тайцзи цюань стиля Ян». В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений.
В тот же период некоторые мастера бежали из континентального Китая на Тайвань, в Австралию, в США, а потом это искусство распространилось в Европу и Россию.
В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов Тайцзи цюань в КНР была продолжена. Новой правительственной задачей стало создание спортивного ушу, с целью включения этой дисциплины в Олимпийские виды спорта. В поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и ещё два стиля — У и Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм Тайцзи цюань, вобравший в себя черты этих стилей.
В результате, несмотря на то, что существует множество школ, практикующих традиционный тайцзицюань, многие воспринимают это искусство упрощённо — либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя.
Начиная с 90-х годов ХХ-века, благодаря огромному интересу к исконному Тайцзи цюань, зародившемуся в России, Европе и США, многими специалистами и организациями, как в Китае, так и за его пределами предпринимаются активные действия по возрождению и исследованию этого уникального искусства.
Особенности техники
Особенности тайцзицюань стиля Чэнь: мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).
Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, Тайцзи цюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. К методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (пушечных кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)
Особенности Тайцзи цюань стиля Ян. Основное отличие Тайцзи цюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли). В трактате Ян Чэнфу «Десять принципов Тайцзи цюань» сказано: «Не применять Ли, но использовать И и Ци». Понимание сути того, чем является И и Ци является предметом наибольшего интереса и исследования в Тайцзи цюань. Применение на практике этого принципа даёт эффект, описанный в более древнем классическом трактате Ван Цзуньюэ «Сдвинуть 10 тонн усилием в 2 грамма», «Начинать вторым, но приходить первым», «Быть в движении, но пребывать в покое», «Противник не знает меня, но я знаю его». Наиболее распространённый перевод понятий И и Ци — это Намерение и Энергия. По сути же оба этих понятия являются сложными категориями-качествами, нарабатываемыми в процессе особой психофизической тренировки, которой по сути является любое упражнение Тайцзи цюань. Для иллюстрации применения этих принципов на практике можно привести пример знаменитого поединка Ли Цзымина и Масутацу Ояма (каратист, основатель стиля Кёкусинкай). Это был один из очень немногих боев, проигранных Оямой. В конце боя Ояма упал на колени и расплакался, так как выбился из сил, но ни разу так и не смог коснулся старика Ли. После чего встал, сделал поклон и глубоко поблагодарил мастера, за то, что тот показал ему, что такое настоящее искусство. Старик в ответ поблагодарил Ояму, за то, что тот дал ему возможность размять свои старые кости.
В Тайцзи цюань изначально существовала одна единственная универсальная форма (комплекс), состоящая из 37 оригинальных приёмов (существует мнение, что большего количества приёмов не содержится ни в одном боевом искусстве). При этом в форме некоторые приёмы повторялись по нескольку раз, за счёт чего количество движений и время их выполнения увеличивалось. Это давало возможность наработки тех самых уникальных принципов Тайцзи цюань, благодаря которым это искусство овеяно легендами. В зависимости от того, как считались движения, и сколько в форме было повторений, её называли по разному: 108 форма, 86 форма, 43 форма, 37 форма и др. Наиболее древнее название этой формы — Лао Лю Лу (старые шесть дорог), так как форма делилась на шесть равных частей. Однако по сути и приёмам это была та же форма. В зависимости от уровня подготовки практикующего различия были также в манере и способе выполнения — приёмы могли быть более развёрнуты и менее развёрнуты, выполняться со всеми промежуточными элементами или более схематично. Если комплекс выполнялся с оздоровительными целями, то его выполнение было медленным и плавным (от 20 до 40 мин.), для наработки боевой техники существовал малоамплитудный и быстрый способ выполнения (до 2 мин.).
Занимаясь Тайцзи цюань, практикующий избавлялся от многих проблем, очищал свою энергию и сознание, укреплял и балансировал свою эмоционально-чувственную сферу, обретал крепкое здоровье. Действие на принципах Тайцзи постепенно становилось качеством его обычной жизни, и лишь тогда практикующего называли Мастером.
В применении, Тайцзи цюань удивителен тем, что его действие приятно, а иногда даже целительно для противника. Когда действие гармонично, оно не встречает неприятия, в том числе и на физическом уровне. При этом существуют различные воздействия Тайцзи цюань: учебное (оздоровительное), предупреждающее (не травмирующее), боевое.
Помимо одиночной формы в Тайцзи цюань существует парная работа Туй-шоу и работа с оружием: пика (впоследствии была заменена на шест), прямой меч цзянь, сабля дао. Во всех дисциплинах непременно должны соблюдаться и нарабатываться особые принципы Тайцзи, иначе они становятся ни чем не отличающиеся от большинства других видов боевых искусств.
Каждый из приёмов Тайцзи цюань является проявлением одного из сочетаний восьми базовых техник-усилий (цзинь). Каждое из этих усилий являет собой многоаспектное понятие. К тому же интерпретации этих усилий могут различаться в некоторых стилях и традициях.
Восемь Врат (Ба Мэнь) — Восемь Базовых усилий Тайцзи, в соответствии с Ба-г уа:
Четыре Направления:
乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Расширение.
坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Притягивание, пропускание.
坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Внутреннее толкание.
離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Внешнее толкание.
Четыре Угла:
兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локтевое усилие.
Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Вращение, разведение.
巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Опускание.
艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Усилие спины, плеча.
Стили
Сегодня выделяют пять основных стилей Тайцзи цюань.
Тайцзицюань стиля Чэнь (кит. 陈式太极拳) — боевое искусство созданное семьей Чэнь. Впервые о его существовании было объявлено в 1949 году.
Тайцзицюань стиля Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. Семья Ян назвала свое искусство стилем Ян после того, как все остальные стили отделились и провозгласили свои названия. Изначально существовало просто Тайцзи цюань.
Тайцзицюань стиля У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у Чэнь Чжансина, так и у Ян Лучаня.
Тайцзицюань стиля У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюань Ю, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
Тайцзицюань стиля Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего внутренние стили ушу, и утверждавшего, что все они (Тайцзи цюань, Багуа чжан и Син-и-цюань) когда-то были одним искусством.
Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «Тайцзи цюань деревни Чжаобао», «Тайцзи цюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.
Также необходимо отметить существование даосских стилей Тайцзи цюань, отличающихся от других стилей рисунком классических последовательностей и пониманием теоретической базы. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от других стилей возникновение и развитие внутри даосских общин.